Греческую цивилизацию создали несколько воинственных маленьких государств, среди которых были Спарта и Афины. Их политические эксперименты, героические подвиги и достижения культуры заложили фундамент для развития западной цивилизации.
По истечении периода упадка, протекавшего в XI-IХ вв.до нашей эры (Темных веков), в Элладе создались предпосылки для нового государственного строя. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ( "полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.
В период этих так называемых Темных веков, поселения греков распространились от западного побережья Малой Азии (современная Турция) до южной части Балканского полуострова, вокруг островов Эгейского моря. К VIII веку до н. э. греки стали устанавливать торговые связи с другими народами, предлагая на экспорт вино, оливковое масло, металлические и гончарные изделия. Постепенно возрождается письменность, утраченная в течение Темных веков, благодаря изобретенному финикийцами алфавиту. Но при этом отсутствие войн и процветание привели к большому приросту населения, которое становилось все труднее прокормить из-за ограниченности сельскохозяйственных ресурсов.
Колонизация новых земель |
Процессу освоения новых территорий сопутствовали перемены строя в полисах. На смену монархии постепенно приходила аристократия, то есть правление наиболее влиятельных землевладельцев. Но с развитием торговли и вводом в оборот около 600 года до н. э металлических денег по примеру соседнего царства на юге Малой Азии Лидии, их влияние заметно снизилось.
В VI столетии до нашей эры в полисах происходили частые конфликты, власть переходила к тиранам. Тиранами греки называли правителей, которые приходили к власти насильственным путем, однако вовсе не подразумевалось что установленный режим правления жесток и антинароден - он мог при этом быть реформаторским или наоборот! К примеру, несмотря на реформы Солона - известного законодателя , власти в Афинах добился тиран Писистрат. А после изгнания из Афин в 510 г. до н. э. тирана Гиппия - преемника Писистрата - в Греции принимается режим демократической конституции. Это обозначало правление народа-демоса. Впрочем такую демократию ограничивало то, что не имели права голоса рабы и женщины. Но благодаря небольшим размерам городов, граждане уже не слишком зависели от своих избранных представителей, они и сами принимали прямое участие в принятии законов и обсуждении различных насущных проблем на собраниях.
В результате такой политики в V столетии до нашей эры во многих полисах возникают конфликты между демократическими партиями и олигархами. Сторонники олигархии утверждали, что власть над обществом должна быть сосредоточена у самых состоятельных горожан.