Египетская мифология

Древнеегипетская мифология в отличие от других, таких как греческая, получила  распространение всего лишь среди малого круга филологов и историков - специалистов восточного мира.

  Этому поспособствовало несколько причин, и две из них наиболее вероятны. Во-первых, на период начала нашей эры египетская культура уже подходила к своему упадку, традиции ее начали забываться, вследствие того, что эти традиции не унаследовала никакая другая народность. К началу IV века нашей эры египетский язык практически вышел из обихода: никто не умел уже ни читать, ни говорить по-египетски. В течение следующих четырнадцати веков египетская культура стала недоступной для европейцев, мифов Египта просто не знали. 

  И только в 1823 году Франсуа Шампольон - французский писатель-филолог,  смог расшифровать египетские иероглифы и ученые всего мира наконец получили возможность прочесть письмена древних. Выяснилось, что египетская мифология разительно отличается от других мировых мифологий, и человеку из Европы оказалось  совершенно не по силам хотя бы немного в ней разобраться без сторонней помощи. Это стало второй основной причиной её неширокого распространения. Несколько строк расшифрованных иероглифов приходилось сопровождать как минимум пятью страницами примечаний  и комментариев  специалистов, рядовой читатель иначе ничего не мог понять. Если глянуть с нашей точки зрения, египетская мифология чрезвычайно насыщена огромным  количеством противоречий, которые не укладываются ни в какую логику и попросту противоречат здравому смыслу. Именно из-за таких противоречий мифология Древнего Египта и не получила такого широкого распространения, как мифология Греции.


  Как оказалось - древние египтяне, абсолютно не придерживались никаких правил, которые бы систематизировали изображение их богов. Один и тот же бог периодически изображался то в виде животного, то в виде человека, обычного или со звериной головой. Множество богов называли по-разному в зависимости от местности, а некоторые меняли свое имя несколько раз в течении одного дня. Так, утреннее солнце воплощалось в  боге Хепри, который, как считали египтяне, превращался в жука-скарабея и катил диск Солнца до самого зенита- словно навозный жук катит шар перед собой; дневное Солнце воплощалось в боге Ра-человека с головой сокола; ну а вечернее, как говорилось "умирающее" солнце- воплощал бог Атум. Хепри, Ра и Атум были будто тремя воплощениями одного и того же солнечного бога.

  Одно и то же событие - сотворение мира или же сотворение людей - в каждом городе, приписывали разному божеству. Весь Египетский мир чтил и любил всего одного бога Осириса, но в то же время чтили и его убийцу, злого бога Сета;  в честь Сета называли фараонов; и--одновременно с этим, проклятия в сторону Сета сыпались постоянно. Один религиозный текст описывает, что бог-крокодил Себек это враг бога солнца Ра, а в другом говорится, что он его друг и защитник. Абсолютно по-разному описывали в религиозных текстах потусторонний мир...
     
Богиня неба Нут
  Да и вообще - любое природное явление представлялось одновременно во множестве различных представлений, которые непостижимым образом противоречили друг другу. Например, небо изображалось одновременно и рекой небесного Нила, и в виде небесной богини Нут, и в виде крыльев коршуна, и в виде коровы, и т.д. и т.д.


Понять, почему эти противоречия возникли достаточно несложно. В разных городах и областях складывались свои варианты одних и тех же мифов и легенд, которые, конечно, во многом не совпадали. Предания пересказывались из уст в уста, переписывались с одного папируса на другой; каждый раз все более искажая первоначальный смысл текста, что-то новое добавлялось, что-то старое забывалось, представление об одном боге все более расходилось с действительностью. В конце концов, как и в любом фольклоре, предания смешались и сплелись воедино.


Комментариев нет:

Отправить комментарий